Построена тщанием купца Михаила Сибирякова (50-1-4533, л.7об.; 50-1-4735, л.112об.; 50-1-4840, л.1об.)
1835г.
Окончена строением и освящена, сооруженная тщанием прихожан вторая отдельностоящая, одноэтажная , каменная. с таковою же колокольней церковь. Престол в ней один во имя Входа в Иерусалим И.Христа. (50-1-4735, л.113)
1837г.
Причта находится издавна: два священника, один диакон и два церковника. Сверх сего в 1837 г. определен в пономарскую должность запрещенный диакон Василий Иванов на 6 месяцев. На содержание причта постоянно оклада нет, содержание их посредственное. (50-1-4735, л.112об.)
ПРИЧТ:
свящ. Каморский Иннокентий Васильевич
(50-1-4735,л.113об.-115)
свящ. Шастин Иакинф Васильевич
(50-1-4735,л.114об.-116)
протоирей Кедров Дмитрий Петрович;
(50-1-4735,л.115об.-117)
пономарь Иванов Василий Васильевич
(50-1-4735,л.116об.-118)
пономарь Кабанов Николай Трофимович
(50-1-4735,л.117об.-118)
пономарь Громов Стефан Гаврилович
(50-1-4735,л.117об.-118)
1838г.
ПРИЧТ:
свящ. Каморский Иннокентий Васильевич
(50-1-4840,л.2об.-3)
свящ. Шастин Иакинф Васильевич
(50-1-4840,л.3об.-4)
протоирей Кедров Дмитрий Петрович ;
(50-1-4840,л.3об.-5)
пономарь Кабанов Николай Трофимович
(50-1-4840,л.5об.-6)
пономарь Громов Стефан Гаврилович
(50-1-4840,л.5об.-6)
1853 г.
Иркутская Входо-Иерусалимская ц Л. 79-81
Из двух церквей, отдельно стоящих, одна построена тщанием умершего Иркутского купца Михаила Сибирякова в 1795 г., а другая в 1835 г. усердием иркутских граждан.
Зданием обе каменные, одноэтажные. Одна с таковою же колокольнею, крепка, другая без колокольни, у которой церкви северная сторона со всех сторон ращелялась, на исправление оной продолжается сбор с 14 октября 1852 г. по выданному от его Высокопреосвященства листу; – к продолжению богослужения не совсем опасна.
Престолов в них по одному – оба во имя Входа (Л. 79) во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Утварью достаточна.
Причта находится в настоящее время два священника, один диакон и три причетника.
Земли при сей церкви усадеьной, пашенной и сенокосной не имеется.
Домов у священно-церковнослужителей собственных не имеется, а проживают в наемных квартирах, кроме диакона и звонаря Сизых, которые имеют собственные дома и на собственной земле.
На содержание священно-церковнослужителей получается:
из Банка при Иркутском Сиропитательном доме процентных 30 р. серебром в год со вложенных в декабре 1849 г. 750 р. сер. коммерции советником Иваном Логиновичем Медведниковым;
Из Иркутской градской думы со вложенного капитала 142р. 85 ¾ к. серебром 11 марта 1831 г. иркутскою(Л. 79 об.) купеческою женою Екатериной Трапезниковою 8 р. 57 к. серю и с капитала, вложенного титулярным советником Логином Афанасьевичем Пономаревым 13 февраоя 1852 г. 500 р. серебром в пользу церкви и причта, с коих получается на причт 10 р., а на церковь 20 р. сер. в год.
Из Иркутского приказа Общественного призрения со вложенных капиталов: 16 мая 1851 г. статскою советницею Евфимией Васильевной Кузнецовой с 300 р. по 12 р. сер. за каждый год с разделением на равные части на церковь и причт; и 14 апреля 1823 г. со вложенных майором Линейным 642 р. 85 ¾ к. сер. получается 25 р. 43 к. сер.
с Российско-Американских акций, приложенных умершею купчихою Татьяной Тюрюминой 5 октября 1833 г., получается с одной акции на церковь и причт по равным частям, примерно до 7 р. 36 ½ коп. в год; на каждую и с трех акций, приложенных 26 марта 1851 г. по завещанию умершего купца Дмитрия Тимофеевича Харинского, получается с одной (Л. 80) на причт примерно до 14 р. 73 к. в год и с двух акций на церковь;
С гостиного двора и мещанского ряда получается непостоянно, примерно до 30 р. сер. в год.
Итого со всех вкладов получается в течение года до 132 р. 9 ½ коп. сер. в год. Содержание их посредственное.
Зданий, принадлежащих сей церкви не имеется.
---
---
Приписной церкви не имеется.
Домовой церкви нет.
Опись церковному имуществу есть, сделана в 1842 г., скреплена присутствующим благочинным протоиереем Алексеем Шергиным и секретарем Филиппом Копыловым.
Приходо-расходные книги о суммах свечной (Л. 80 об.) и церковной за шнуром и печатью Консистории даны в 1848 г., ведутся исправно и хранятся в целости.
Копии с метрических книг с 1800 по 1832 г., кроме 1825 г. хранятся в целости.
Исповедные росписи с 1801 г. хранятся в целости, кроме 1802, 1814, 1816, 1817, 1819, 1820, 1821, 1823 и 1824 г., коих не имеется.
Обыскной книги для браков , по неимению приходских домов, при сей церкви нет. (Л. 81)
1853г.
ПРИЧТ:
Священник ЛИВАНОВ Николай Иванович
Л. 81 об. – 83
Диакон ВЛАДЫКИН Стефан Иванович
Л. 82 об. – 84
Дьячок ПРОТОПОПОВ Яков Павлович;
Л. 83 об. – 84
Пономарь КОЛОДЕЗНИКОВ Стефан Лукич
Л. 83 об. – 84
Священник МИРОТВОРЦЕВ Павел Петрович
Л. 84 об. – 85
Звонарь СИЗЫХ Константин Васильевич
Л. 84 об. – 85 об.
1869 г.
Кладбищенская Входо-Иерусалимская ц Л. 89-90.
ПРИЧТ:
Священник УСПЕНСКИЙ Михаил Алексеевич
Л. 90 об. – 93
Священник СОБОЛЕВ Михаил Ильич
Л. 92 об. – 94
Диакон ВЛАДЫКИН Стефан Иванович;
Л. 93 об. – 94 об.
Дьячок ГРОМОВ Клавдий Абрамович
Л. 94 об. – 95
Дьячок КАБЛУКОВ Сергей Дмитриевич
Л. 95 об. – 96
Дьячок ЛЮТИКОВ Лев Васильевич
Л. 95 об. – 96
Пономарь ЛАРЕВ Петр Герасимович
Л. 96 об. – 97
ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 8152 Клировые ведомости градо-Иркутского благочиния за 1869 г.
22.10.1869 г. в д.МАЛАЯ ЕЛАНКА (Иркутский р-н) была освящена КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, в которой установили иконостас из Иркутской Входо-Иерусалимской церкви: (Сведения И.Калининой)
1871 г.
Кладбищенская Входо-Иерусалимская ц Л. 50-52.
ПРИЧТ:
Настоятель УСПЕНСКИЙ Михаил Алексеевич
Л. 52 об. – 56
Священник ЛИТВИНЦЕВ Федор Вениаминович
Л. 55 об. – 58
Диакон ВЛАДЫКИН Стефан Иоаннович
Л. 58 об. – 59
псаломщика диакон КАБЛУКОВ Сергей Дмитриевич
Л. 58 об. – 60
псаломщика СЛОВЦОВСКИЙ Иван Гаврилович
Л. 59 об. – 61
псаломщика ЛЮТИКОВ Лев Васильевич
Л. 60 об. – 61
псаломщика ФЕФЕЛОВ Василий Иванович
Л. 60 об. – 61
ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 8348 Клировые ведомости градо-Иркутского благочиния за 1871 г.
1890г.
28 января придел во Входо-Иерусалимском храме во имя Иерусалимской Божией Матери освящены // высокопреосвященнейшим Вениамином, архиепископом Иркутским и Нерчинским в соучастии преосвященного Агафангела. (Распоряжения епархиального начальства. // И.Е.В. 1890,№ 7, сс.3-4)
1891г.
12 мая архиеп[ископом] Вениамином в сослужении с епископом Агафангелом и городским духовенством совершено освящение вновь выстроенного придела в Иерусалимской церкви. (Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881 - 1901 гг. Иркутск, 1914, с.233)
1907 г.
Кладбищенская Входо-Иерусалимская ц Л. 129 – 131 об.
ПРИЧТ:
Протоиерей ГРОМОВ Петр Порфирьевич
Л. 131 об – 136 об.
Священник ЛЕВАГИН Григорий Арсетьевич
Л. 137 об – 141 об.
Диакон ИВАНОВ Платон Иванович
Л. 142 об. – 143. об.
Диакон ФОМИНСКИЙ Иннокентий Иванович
Л. 144 об. – 145.
заштатный диакон Михаил Косцюкевич*
Л. 145 об.
Псаломщик АРЕФЬЕВ Иван Алексеевич
Л. 145 об. – 146.
Псаломщик ЧЕФРАНОВ Василий Афанасьевич
Л. 146 об. – 147
Псаломщик ЯКОВЕНКО Василий Павлович
Л. 147 об. – 148
*Указом Иркутской духовной консистории от 14 августа 1903 г. за № 5157 прикомандирован к сей церкви
ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 12989 Клировые ведомости градо-Иркутского благочиния за 1907
1911 г.
Кладбищенская Входо-Иерусалимская ц Л. 130 – 131 об.
ПРИЧТ:
Протоиерей ГРОМОВ Петр Порфирьевич
Л. 132 об – 136 .
Священник АМВРОСОВ Иоанн Иннокентиевич
Л. 136 об – 141 об.
Диакон ИВАНОВ Платон Иванович
Л. 142 об. – 144.
Псаломщик ЧЕФРАНОВ Василий Афанасьевич
Л. 144 об. – 145
Псаломщик Иоанн Михайлович Богоявленский
Л. 145 об. – 146
Заштатный диакон КОСЦЮКЕВИЧ Михаил
Л. 146об. – 147.
Церковный староста КУЗНЕЦОВ Георгий Михайлович
Л. 146 об. – 147
Сиротствующие
Л. 147 об.
Ведомость о приходе нет ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 14166 Клировые ведомости градо-Иркутского благочиния за 1911
1912 г.
Кладбищенская Входо-Иерусалимская ц Л. 277 – 278 об.
ПРИЧТ:
Протоиерей ГРОМОВ Петр Порфирьевич
Л. 279 об – 284.
Священник АМВРОСОВ Иоанн Иннокентиевич
Л. 284 об – 290.
Диакон ИВАНОВ Платон Иванович
Л. 290 об. – 292
Псаломщик ЧЕФРАНОВ Василий Афанасьевич
Л. 292 об. – 293
Псаломщик Иоанн Михайлович БОГОЯВЛЕНСКИЙ
Л. 293 об. – 294
Заштатный диакон КОСЦЮКЕВИЧ Михаил
Л. 294 об. – 295.
ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 14286 Клировые ведомости градо-Иркутского благочиния за 1912 г.
1922г.
"Губернская комиссия по изьятию церковных ценностей извещает все церковные общины, что на основании распоряжения центра составлен план разрешения вопроса по изьятию церковных ценностей по гор. Иркутску в следующем порядке: ...7. Иерусалимская церковь 24 марта (922 года)... Совещание по вопросу об изьятии ценностей из (с.463) | указанных церквей назначено в указанные дни с 10 часов утра в помещении губисполкома, комната N 9, куда обязательно приглашаются следующие лица: председатель комитета верующих или его заместитель, церковный староста, настоятель церкви и три выборных от каждого прихода, избираемых общим собранием верующих. Явка всех указанных лиц является обязательной, и неявка не приостанавливает окончательного разрешения вопроса по изьятию тех или иных ценностей (с.467)" (Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 г. Иркутск, 1994, сс.463,467)
ИТОГИ ИЗЬЯТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПО ГОР. ИРКУТСКУ (газ. "Власть труда", 1922, N 117 (756), от 25 мая) ..... Иерусалимская церковь 112 предметов, вес серебра: 2 пуд., 33 фунта, 6 золотн. (Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 г. Иркутск, 1994, сс.464)
«На территории Иерусалимского кладбища были в разное время возведены две однопрестольные церкви во имя Входа в Иерусалим Иисуса Христа и во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Клировые ведомости отмечают, что первая из них, теплая, построена в 1795 г. на средства иркутского купца Михаила Сибирякова. Холодная церковь возведена рядом в 1835 г. тщанием иркутских граждан (жителей города). Как сообщается в документе, до 1847 г. службы проходили в обоих храмах. В 1847 г. в холодной церкви были устроены печи для отопления и вставлены зимние оконные рамы (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 5643, л.75 об.). В конце декабря 1861 г. в Иркутске случилось землетрясение. В стенах Входо-Иерусалимской церкви образовались щели, находиться в этом здании стало опасно для жизни. Поэтому в начале 1862 г. вся утварь была перенесена в новую церковь, а в старой богослужение более не осуществлялось. (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 7560, л.97). Клировая ведомость Иерусалимской церкви за 1864 г. отмечает, что на ремонт поврежденного строения было собрано пожертвований на сумму 699 р. серебром. Деньги поместили в Иркутский Государственный банк с целью получения прибыли (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 7784, л.81). В дальнейшем вопрос о ремонте не рассматривался: в 1867 г. по предложению городской думы старую церковь разобрали, а на ее месте решили воздвигнуть часовню в память о находившимся здесь храме. Причт Иерусалимской церкви вышел с ответным предложением о сооружении нового теплого храма. На эти цели собирались пожертвования, архитектор В.А. Кудельский разработал проект будущего строения (документы были утеряны в процессе движения по инстанциям). В 1871 г. по решению духовной консистории начало строительства было отодвинуто на один год (по причине недостатка средств), а затем, а затем, очевидно, и вовсе «заморожено». Маджаров А., Мамченко Е. Клировые ведомости иркутских церквей XVII в. // Земля Иркутская. - № 14, 2000. – С. 23.